Желание владеть – это совершенно естественное стремление любого человека. Причем проявляется оно именно в детстве: в тот момент, когда ребенок начинает воспринимать себя самостоятельной единицей и все чаще говорит «я, мое, я сам».
Такие качества характера, как сочувствие и сопереживание, проявляются позже, чем эгоизм. Процесс переноса себя на место другого человека не прост для ребенка. Но без понимания чувств окружающих желание делиться чем–либо у малыша не появится. Поняв желания других, ребенок осознано захочет делиться.
Дети часто сильно привязываются к вещам. Бывает, одна игрушка сопровождает его и в спальне, и на кухне, и на прогулке. Ребенок эмоционально зависим от игрушки. В этом нет ничего странного или страшного, но заставлять делиться этой игрушкой – далеко не самый лучший поступок. Если быть честными, мы и сами часто привязываемся к вещам и не можем с ними расстаться. Зачем тогда требовать это от детей?
Понимание и желание того, что надо делиться появляется к шести годам. До этого возраста ребенок делится только потому, что его так научили, потому что окружение установило такие правила, и он их старается соблюдать. Конечно, учить делиться нужно, ведь малышу придется общаться и играть с детьми во дворе и садике, а это подразумевает обмен игрушками.
С правильным подходом убедить ребенка в том, что делится полезно, – не сложно, таким образом, сведя к минимуму проявление жадности. Не ждите особой щедрости с его стороны, не забирайте игрушки силой, наберитесь терпения и в очередной раз объясните, как правильно. Стивен Р. Кови – автор книг по психологии и развитию личности «7 навыков высокоэффективных людей» – пишет, что его личный опыт говорит о том, что натянутая атмосфера и накал эмоций не способствую взаимопониманию. В таком случае попытки учить стоит отложить, так как они воспринимаются ребенком, как осуждение и неприятие.
Когда же отношения спокойны, можно обсудить саму ситуацию и объяснить: важно, в чем ребенок не совсем прав и чего от него ждут окружающие. Реальная помощь нашим детям заключается в нашем терпении и мудрости. Именно эти качества характера дадут возможность ребенку испытывать чувство собственного достоинства, а впоследствии и желание делиться. Ну и, конечно, очень важен личный пример старших.