Жили-были шесть слепых, учеников мудрого старика. Поскольку они не обладали даром зрения, они научились использовать осязание, чтобы познавать окружающий мир. Таким образом они могли познавать различные реальности и объекты и «видеть» мир своими руками.
Никто из них никогда не видел слона. Поэтому, когда они узнали, что царь обладает одним, они попросили своего мудрого учителя отвезти их на встречу с ним. Старик смиренно обратился с просьбой, на которую монарх с радостью согласился. Итак, после долгого путешествия шесть учеников наконец оказались перед огромным толстокожим животным.
Каждый, в свою очередь, имел возможность подойти к животному и почувствовать его, пока не придумали, на что это будет похоже. Первый, кто подошел, коснулся его бивня, поэтому он пришел к выводу, что слон был твердым, гладким и острым, как копье. Приближавшийся второй коснулся хвоста и описал животное как веревку. Третий коснулся хобота и определил, что слон больше похож на змею.
Четвертый, однако, пришел к выводу, что все остальные были неправы, потому что, прикоснувшись к колену слона, он пришел к выводу, что это что-то похожее на дерево. Пятый отрицал их все, когда дотронулся до уха толстокожего и предположил, что оно имеет форму веера. И последний из учеников после того, как погладил его по спине, утверждал, что слон был подобен грубой стене.
Каждый горячо поддерживал свою версию великого и экзотического толстокожего, которого они только что встретили. Все они утверждали, что обладают абсолютной правдой, стойко отстаивая свою позицию. Мудрый старик позволил им спорить, но при этом молчал. Когда они наконец решили спросить своего учителя, кто из них был прав, он объяснил, что все они были частично правы.
К изумлению учеников, которые не понимали, как все могут быть правы, поскольку их версии были настолько разными, старик приступил к объяснению.
«Каждый из вас описывает только одну часть животного», - сказал им учитель.