Музей «Легенды СССР» в Каменск-Шахтинске на трассе М4 «Дон» — клад вещей и автомобилей Советского Союза
Первое, что я увидел, войдя в музей, ряд роскошных представительских автомобилей советского периода.
Обернувшись, рассмотрел стену, увешанную всевозможными часами сделанными вСССР. Почти все эти часы ходили, маятники качались, механизмы играли мелодии.Экспозицию открывает ЗИЛ 41045.Выпуск лимузина ЗИЛ 41045, являющегося по призванию специалистов подлинным шедевром советского автомобилестроения, начался в 1978 году, во времена «холодной войны». Автомобиль предназначался для высших руководителей государства и нес в себе значительное количество конструкторских решений, являющихся строго засекреченными вплоть до начала 90-х годов. Согласно инструкции по обеспечению секретности полностью комплектные автомобили, прошедшие более 100 тыс. км, уничтожались; до настоящего времени уцелели лишь немногие экземпляры.Помимо оснащения двумя электрическими цепями (основной и резервной), автомобили семейства 4104 комплектовались двумя аккумуляторами, что требовалось по соображениям надежности.На ранних автомобилях устанавливались фары бельгийского производства Cibie, оснащенные полукруглыми щетками и немецкими электромоторами Bosch.Колеса стальные, сварные, шины бескамерные 245/70HP-16. Тормоза дисковые, вентилируемые, с двумя независимыми контурами привода и двумя гидровакуумными усилителями.ГАЗ-14 «Чайка» — советский представительский легковой автомобиль большого класса, ручная сборка на Горьковском автомобильном заводе с 1977 по 1988 год. Всего было изготовлено около 1120 автомобилей этой модели. В 1977 году была выпущена первая промышленная партия, но самую первую машину вишневого цвета собрали в качестве «трудового подарка» еще в конце 1976 года, по случаю дня рождения Л. И. Брежнева. Мелкосерийное производство «Чайки» продолжалось в течение 11 лет, до 1988 года. В 1988 году, в рамках так называемой «борьбы с привилегиями», автомобиль был снят с производства по личному указанию М. С. Горбачева. Кроме самого ГАЗа, в СССР и России модель 14-й «Чайки» больше никем не производилась. В 2008 году автомобилю был присвоен статус объекта культурно-технического наследия СССР.Передние фары «Чайки» ГАЗ-14 имеют омыватели — по одному на каждый фонарь. В те годы — редкость даже для иномарок.ГАЗ-13 «Чайка» — советский представительский автомобиль большого класса, выпускавшийся малой серией на Горьковском автомобильном заводе с 1959 по 1981 год. Первый экземпляр автомобиля выпущен в 1956 году. Всего было изготовлено 3189 автомобилей этой модели. «Чайка» никогда не была товаром народного потребления, даже не имела установленной розничной цены. «Чайки» использовались в качестве персонального транспорта высшей номенклатуры (министров, первых секретарей, обкомов).Облик «Чайки» сложился далеко не сразу. Например, на некоторых из сохранившихся поисковых эскизов у неё нет характерных козырьков над фарами, как у «Волги». На одной из сохранившихся фотографий, изображён ранний масштабный макет, имеющий передок почти в точности как на серийном ЗиЛ-111, но более скруглённую и «мягкую» пластику кузова в целом.ГАЗ М20 «Победа» легендарный советский легковой автомобиль, серийно производившийся на Горьковском заводе в 1946—1958 годах. Заводской индекс модели — М-20. 28 июня 1946 г. начался серийный выпуск автомобилей «Победа». Всего было выпущено 241 497 машин, включая 14 222 кабриолетов и 37 492 такси. Силуэт машины высечен на надгробном памятнике ее конструктора — А. А. Липгарда.ГАЗ М-20 «Победа» — первый советский легковой автомобиль с несущим кузовом и один из первых в мире крупносерийно выпускавшихся с кузовом полностью понтонного типа — без выступающих крыльев и их рудиментов, подножек и фар.ГАЗ 11-73. В конце 1930-х годов в СССР было принято решение о модернизации автомобиля ГАЗ-М-1. Автомобили ГАЗ-11-73 производились на Горьковском автомобильном заводе с 1941 по 1948 годы. Однако, во время войны производство автомобиля было остановлено Автомобиль ГАЗ-11-73 серийно выпускался почти до конца 1941 года. Область применения автомобиля ГАЗ-11-73 отечественной милицией была точно такой же, как и у ГАЗ-М-1. Этот автомобиль использовали для своих нужд сотрудники ОРУД и групп патрулирования, также ГАЗ-11-73 известен как «черный воронок» военного и послевоенного времени, на котором передвигались сотрудники НКВД.ГАЗ-11-73 — легковой автомобиль представлял собой модификацию ГАЗ-М1 с шестицилиндровым двигателем ГАЗ-11. Кроме двигателя, который стал на 85 кг тяжелее, ГАЗ-11-73 отличался от предшественника формой облицовки радиатора и отдушин на боковинах капота, бамперами с клыками, новой панелью приборов, усовершенствованными тормозами, поршневыми амортизаторами двойного действия, усиленными рессорами.Из 1250 выпущенных ГАЗ-11-73 до наших дней в первозданном состоянии сохранилось лишь несколько машин.ГАЗ М-1 «Эмка» — советский автомобиль, серийно производившийся на Горьковском автомобильном заводе с 1936 по 1942 год. В годы Великой Отечественной войны на заводе собирались отдельные экземпляры из имевшихся деталей. Автомобиль стал одним из символов своей эпохи, являлся одной из наиболее распространенных моделей легковых автомобилей в стране и использовался весьма широко. Всего было изготовлено 62888 экземпляров.В литературе 1930-40-х годов машина, как правило, называлась просто «М-1» или «М1», без какого-либо упоминания названия завода-изготовителя в обозначении. Это обозначение расшифровывалось «Молотовский-первый», в честь председателя Совнаркома — Вячеслава Михайловича Молотова, имя которого в те годы носил завод.ГАЗ-А — автомобиль среднего класса с открытым 5-местным 4-дверным кузовом типа фаэтон. Лицензионная копия автомобиля Ford-A, оборудование и документация на производство которого были куплены советским правительством в США в 1929 году у Ford Motor Company. Первый советский легковой автомобиль массовой конвейерной сборки. Выпускался с 1932 по 1936 год на Горьковском автомобильном заводе и с 1933 по 1935 год на Московском заводе КИМ. Первые две машины были собраны 8 декабря 1932 года. Всего было выпущено 41 917 машин.Внешне от фордовского оригинала он отличался в первую очередь оформлением передка: на советском автомобиле использовалась имеющая упрощённую форму и отделку маска радиатора без декоративной решётки, унифицированная с грузовым Ford AA / ГАЗ-АА.ГАЗ-А был самым массовым штабным автомобилем Красной Армии 1930-х годов. На ГАЗ-А монтировалась, в частности, коротковолновая штабная радиостанция 5-АКРадиус поворота ГАЗ-А — 5,5 м ГАЗ-АА (полуторка) — грузовой автомобиль Нижегородского (в 1932 году), позже Горьковского автомобильного завода, грузоподъемностью 1,5 т, известный как полуторка. Первый серийный ГАЗ-АА сошел с конвейера Нижегородского автозавода (НАЗ) 29 января 1932 года. Уже к концу года завод, переименованный вслед за городом в Горьковский автомобильный, выпускал по 60 грузовиков ГАЗ-АА в сутки. В течение всей войны «полуторки» доставляли на передовую снаряды, перебрасывали подкрепление, тянули пушки и минометы, служили санитарными машинами.
Катушечный магнитофон «Юпитер-203-стерео» с I-кв 1979 года выпускал Киевский завод «Коммунист». Предусмотрен автостоп, отключающий двигатель при обрыве и окончании ленты, стрелочные индикаторы с подсвечиваемыми шкалами используются для контроля уровня записи и воспроизведения.Катушечный магнитофон «Юпитер-203-стерео» с I-кв 1979 года выпускал Киевский завод «Коммунист». Предусмотрен автостоп, отключающий двигатель при обрыве и окончании ленты, стрелочные индикаторы с подсвечиваемыми шкалами используются для контроля уровня записи и воспроизведения.Катушечный магнитофон «Комета МГ-201» с 1962 года выпускал Новосибирский завод «ТочМаш».«ФС-12» (с камерой «Зенит-12сдс»). Фотоснайпер — торговое наименование фоторужей производства Красногорского механического завода (КМЗ). «Фотоснайпер» надо держать так же, как и обычное ружьё, — отсюда и название. Первые «фотоснайперы» выпускались для военного применения и официально назывались «ручной аппарат для фото-разведки». Фоторужья «Фотоснайпер» предназначались для фотоохоты за дикими животными, а также для других целей.Телевизионный приёмник чёрно-белого изображения "Электроника-408Д" c начала 1985 года выпускал Хмельницкий завод «Катион».Телевизионный приёмник ч/б изображения "Сапфир-401" с начала 1981 года выпускал Рязанский рзавод «Красное Знамя».
Слева - телефонный аппарат дисковый, карболитовый.Справа — телефонный концентратор (аппарат-коммутатор) «КД-6» допускает подключение до шести городских или местных телефонных линий. Обеспечивает возможность удержанния линии и соединения звонящих абонентов между собой (конференц-связь). Выпускался с 1963. Скан инструкции по эксплуатации и схема здесь.
«Москвич-412» — советский и российский автомобиль II группы малого класса, выпускавшийся в Москве на заводе МЗМА, позднее переименованном в АЗЛК, с 1967 по 1977 год и на автомобильном заводе в Ижевске с 1968 по 2001 год (серийно по 1997 год).Был по сути модификацией модели «Москвич-408». Кузов с оборудованием и шасси в целом остались аналогичны «Москвичу-408». Благодаря надежной, живучей конструкции, относительно мощному двигателю и таланту гонщиков, «Москвичи- 412» неплохо выступили в трансконтинентальном марафонском пробеге «Лондон — Сидней» — четвертое место в общекомандном зачете; ралли «Лондон — Мехико» — третье место в общекомандном зачете. Москвич-423 — первый в СССР серийный автомобиль с грузопассажирским пятидверным кузовом универсал, выпускался в 1957—1963 гг. Заднее сиденье складывалось, образуя грузовой отсек длиной 1473 мм и шириной 1220 мм. При сложенных задних сиденьях машина могла перевозить 250 кг груза и двух человек, включая водителя. Для запасного колеса под полом размещалась горизонтальная ниша. Задние рессоры были на 5 мм шире, чем у базовой модели Москвич-402.СМЗ С-3Д (эс-три-дэ) — двухместный четырёхколёсный автомобиль-мотоколяска Серпуховского автозавода (в то время ещё СМЗ). Масса 498 кг.Производство С3Д началось в июле 1970 года, а последние 300 экземпляров покинули СеАЗ осенью 1997 года. Всего был выпущен 223051 экземпляр мотоколяски.Кассетный видеомагнитофон "Электроника ВМ-12" с 1984 года выпускали Ворнежское НПО «Электроника», Воронежский завод «Видеофон», Ленинградское ПО «Позитрон», Марксовский завод «Радон» и Новгородский завод «Спектр». ВМ-12 — это копия японского видеомагнитофона ''Panasonic NV-2000'' выпущенного ещё в 1975 году.Стереофоническая магниторадиола "Романтика-112-стерео" с начала 1979 года выпускал Харьковский ПСЗ им. Шевченко. Магниторадиола предназначена для приёма радиовещательных станций в диапазонах ДВ, СВ и КВ и стереопрограмм в диапазоне УКВ, для записи и воспроизведения фонограмм, а также для воспроизведения грампластинок.На то, чтобы рассмотреть каждый экспонат в отдельности у меня просто не было времени, так как я приехал за 2 часа до закрытия, а в музее «Легенды СССР» 2 этажа и очень большая концентрация интересных вещей.
Поэтому пришлось ускориться. Вот коллекция советских телевизоров, кинокамер, проекторов.
Всевозможные радиоприемники времен СССР.На детальное фотографирование автомобилей времени тоже не хватало, начал делать более общие фотографии.ЗАЗ-968 «Запорожец» («ушастый», «чебурашка») — советский автомобиль I группы малого класса, выпускавшийся Запорожским автомобильным заводом. Автомобиль ЗАЗ-968 пришёл на смену модели ЗАЗ-966. Производился с 1971 по 1979 годы. Отличался от предыдущей модели двигателем большей мощности, новой приборной панелью и прочими незначительными изменениями.Слева СМЗ С-3А (эс-три-а) — двухместный четырёхколёсный автомобиль-мотоколяска, серийно выпускавшаяся Серпуховским мотоциклетным заводом с 1958 по 1970 годы (c 1962 выпускался модернизированный вариант С3АМ). В автомобиле использовался мотоциклетный двигатель Иж-49 мощностью 8 лошадиных сил.В центре ЗАЗ-965 «Запорожец» — советский микролитражный автомобиль, выпускавшийся с 1960 по 1963 год. ЗАЗ-965А «Запорожец» — модификация с двигателем мощностью 27 л. с., выпускавшаяся с ноября 1962 по 1969 год. Всего было выпущено 322 166 автомобилей всех модификаций.
Справа Москвич-400 — советский автомобиль I группы малого класса, выпускавшийся на Заводе малолитражных автомобилей в Москве («ЗМА», впоследствии — «МЗМА») с декабря 1946 по 1954 год. Первый массовый легковой автомобиль, продававшийся в СССР для индивидуального использования. По конструкции был идентичен автомобилю Opel Kadett K38, выпускавшемуся в 1937—1940 годах в Германии предприятием Adam Opel A.G., принадлежавшим американскому концерну General Motors. Устройство было воссоздано после войны на основе сохранившихся экземпляров, так как оригинальная техническая документация не сохранилась.
ГАЗ-2401 «Волга». ГАЗ-24— советский автомобиль среднего класса, серийно производившийся на Горьковском автомобильном заводе с 1966 по 1985 год.ГАЗ-21 «Волга» — советский автомобиль среднего класса, серийно производившийся на Горьковском автомобильном заводе с 1956 (1957) по 1970 год. Заводской индекс модели — изначально был М-21, позднее (с 1965 года) — ГАЗ-21.Всего на ГАЗе было выпущено 639478 экземпляров всех модификаций. ЗИМ (до 1957 года), ГАЗ-12 — советский шестиместный шестиоконный длиннобазный большой седан, серийно производившийся на Горьковском Автомобильном Заводе (Завод имени Молотова) с 1949 по 1959 (некоторые модификации — по 1960 год).ЗИМ — первая представительская модель Горьковского автозавода. В основном он использовался как служебный автомобиль («персоналка»), предназначенный для советской, партийной и правительственной номенклатуры — на уровне заместителя министра, секретаря обкома, зам. председателя облисполкома, зам. председателя Совнархоза, но не первых лиц, в отдельных случаях продавался и в личное пользование. Всего с 1949 по 1959 год было выпущено 21 527 экземпляров ЗИМ / ГАЗ-12 всех модификаций.
Вот мы и прошли первый этаж музея «Легенды-СССР», спускаемся этажом ниже.
По правую руку располагается несколько декораций-комнат с разными интерьерами времен СССР.ВАЗ-2101 «Жигули» («Копейка») — советский заднеприводный легковой автомобиль малого класса с кузовом типа седан.Первая модель, выпущенная на Волжском автомобильном заводе. 16 августа 1966 года в Москве было подписано генеральное соглашение между компанией «Fiat» и советским Внешторгом о научно-техническом сотрудничестве в области разработки легковых автомобилей. В качестве прототипа был определён Fiat 124, получивший в 1967 году титул «Автомобиль года».Велосипеды-мопеды времен Советского союза.ГАЗ-3111 «Волга» — российский легковой автомобиль бизнес-класса (сегмент Е2 по европейской классификации), выпускавшийся экспериментально в 1999—2002, 2004 годах Горьковским автозаводом. Разработка автомобиля была осуществлена в короткие сроки с 1996—1998 г.г. Впервые опытный образец был представлен широкой публике в 1998 году на Московском автосалоне. ГАЗ-3111 выглядит очень динамичным и одновременно солидным автомобилем. Закруглённые линии обеспечивают хорошую обтекаемость, выпуклые формы дверей скрывают мощную защиту от боковых ударов. Силовая структура кузова разрабатывалась с учетом современных требований по пассивной безопасности, в том числе и тестов EuroNCAP.
Всего за время производства ГАЗ-3111 выпущено 415 шт.Москвич 412, выпущенный на заводе АЗЛК.Мототехника СССР.Мотоцикл Ява 350/354 с боковым прицепом и «ИЖ Комби». Мотороллер «Тула 200» - производства Тульского машиностроительного завода (ТМЗ). «Тула» Т-200 первый советский мотороллер с двигателем объемом 200 куб. см., (1957 г.), положил начало серии машин, производившихся до 1996 года.
Тулица — мотороллер производства СССР. Начало производства — 1979 год. Этот мотороллер стал наследником более ранней модели — мотороллера «Турист». Мотороллеры этой серии обычно были двух цветными: светло-серым и зеленым. Внешность немного отличается от Туриста.«Восход 2М». «Восход» — марка советских дорожных мотоциклов, производства Завода имени Дегтярёва (ЗиД). Является дальнейшим развитием серии «К-175» («Ковровец») выпускавшейся с 1957 по 1965 год.
Мечта многих мальчишек СССР — педальный автомобиль.Настоящая профессиональная кинокамера.Самовары и чайники.Бытовые советские предметы: стиральные машины, холодильники, пылесосы.Кинопроекторы, печатные машинки, швейные машинки, вентиляторы, керосинки, керосиновые лампы и другие предметы быта советского гражданина.Хотелось снять каждый предмет близко, но оставшихся нескольких минут до закрытия музея явно не хватало.
Вещи на продажу посетителям музея «Легенды СССР»:Монстр на колесах у входа — эта машина, по словам сотрудников музея, на ходу.
Отель-музей «СССР» и Музей «Легенды СССР» расположены на 932-м км трассы М 4-Дон. По адресу: Ростовская область, г. Каменск-Шахтинский, ул. Героев-Пионеров, 91-в. Телефоны отеля-музея «СССР»: +7 (86365) 5-13-63, +7 (938) 151-25-25, +7 (961) 319-18-18.